Оригинальная Alone in the Dark 1992 года — знаковое достижение в игровой индустрии, выход которого стал настоящим переломным моментом для всей индустрии. Это был ранний пионер в области 3-D технологий, который выглядел и играл плавнее, чем любая другая игра в его стиле. Повествование и озвучка были на высшем уровне для того времени. И, о да, она изобрела жанр Хоррора с элементами выжвания — жанр, который сохраняется и сегодня в некоторых из крупнейших игр. Resident Evil? Silent Hill? Amnesia? Любая из сотен игр, вышедших на их основе?
Все они обязаны своим появлением и многими своими идеями Alone in the Dark.
Но франшиза не получила продолжения, по крайней мере, здорового. Сиквелы выходили, но так и не смогли передать магию (или ужас) оригинала. Позже последовали перезагрузки. Сначала в 2001 году, с игрой Alone in the Dark: The New Nightmare. Затем в 2008 году — Alone in the Dark. А в 2015 году — концепт Alone in the Dark: Illumination, предназначенный только для онлайна. Все эти игры — отстой, и ни одна из них не понимает, за счет чего работала оригинальная игра.
И вот прошло уже более 30 лет с той самой высокой отметки, и даже классический оригинал — с его нелепыми моделями персонажей, устаревшим геймплеем и озвучкой 90-х годов — теперь выглядит почти комично в своем представлении «ужаса выживания». Вполне ожидаемо для столь ранней концепции, но это означает, что в 2024 году франшизе не за что зацепиться. Одного громоотвода инноваций и креативности уже недостаточно, чтобы привести машину в действие — Alone in the Dark, по иронии судьбы, оказалась под угрозой вымирания.
По крайней мере, так казалось. Но команда Pieces Interactive, разработчики новейшей Alone in the Dark, этого не допустит. Если только они смогут помочь.
Новая игра, перезагрузка оригинала (на этот раз не в Центральном парке) — это все то, чего не было в предыдущих перезагрузках. Она понимает оригинальную игру, выходя за рамки простого почтения к ней и переходя к осознанию и пониманию ее четвертой стены, и делает это, вдыхая новую жизнь в персонажей и мир Alone in the Dark. Игра далека от совершенства — некоторые части позже докажут это, — но она в равной степени аутентична, оригинальна, причудлива и замечательна.
Alone in the Dark (2024) может иметь недостатки, но она продолжает наследие почтенной франшизы и может спасти ее. Давайте разберемся, почему.
Изначально мои впечатления от Alone in the Dark были плохими. Во вступительной сцене модели персонажей выглядели устаревшими, сценарий был немного хамовитым, и даже вокальные партии Джоди Комер и Дэвида Харбора (Эмили Хартвуд и Эдвард Карнби) казались немного плоскими. Когда я наконец получил контроль над Эмили, управление оказалось вялым, а меню — неинтересным и несколько громоздким. И, пожалуй, самое обидное, что после стольких маркетинговых хорроров игра оказалась совсем не страшной. Совсем.
В тот момент я еще не знал, что некоторые из этих проблем станут главной изюминкой моего опыта. Я не понимал, откуда взялась игра. Я еще не говорил на ее языке, не слышал голосов.
Отчасти это связано с маркетингом, который пытается преподнести Alone in the Dark как настоящую игру ужасов. Он пытается убедить игроков в серьезном опыте, в котором они будут бояться темноты. Но сколько бы авторитетов ни засунули в «дом с привидениями», Alone in the Dark — это не то, чем она является.
Нет, Alone in the Dark может быть любовным письмом к ужасам во всех средствах массовой информации, но это не ужасы как таковые. Вместо этого это веселый психологический триллер с густыми нотками Лавкрафта. Это умелая сатира на жанр и стиль ужасов. И это искренняя дань уважения бесчисленным вещам, которые были созданы до него. Более того, это… Alone in the Dark… 1992 года. Она передает оригинальную игру не за счет эмуляции древних ощущений, а за счет понимания того, что игра пыталась сделать, и повторения этого для современного понимания хоррора, как эстетики, а не жанра.
Как и оригинал, новая Alone in the Dark говорит на языке ужасов, особенно на языке Лавкрафта. Темные боги из его мифологии упоминаются, локации словно содраны с южно-готического пересказа Иннсмута или Цвет из иных миров, и даже перемещение по альтернативным мирам странным образом напоминает Сомнамбулический поиск неведомого Кадата. Чем больше я играл, тем больше осознавал эти лавкрафтианские связи — и связи с другими классическими книгами, фильмами и играми в этом жанре.
Как только я понял это, увидел, на чем сфокусирована игра, все встало на свои места.
Это Pulp horror, по крайней мере стилистически. В наше время такое встретишь нечасто, поэтому я не обращал на это внимания, но это именно то, что нужно. И именно так к нему нужно относиться (и он заставит вас относиться к нему именно так, независимо от того, нравится он вам или нет). В фильме использованы все тропы жанра. Монстры и злобные фараоны, дома с привидениями, «ужасы за гранью нашего понимания», культы и…
Ну, вы поняли. И, несмотря на то, что вы можете подумать, в этом есть немалый артистизм. Термин «криминальный» часто используется для обозначения чего-то дешевого и низкопробного. Что-то, что является просто сырым развлечением без содержания. Изначально, примерно до 1930-х годов (по совпадению, когда происходит действие игры), это было в значительной степени правдой. Криминальная фантастика всех жанров была бездумной, намеренно рассчитанной на детей и тех, кто не хотел слишком много думать в свободное время.
Как ни странно, именно с такими писателями, как Лавкрафт, произошел сдвиг: было показано, что кто-то может создавать нестандартные истории, забавляясь с тропами и безумными высотами, которых может достичь фантастика, и при этом что-то значить. Они по-прежнему были полны таланта, мастерства и размышлений, но при этом, несомненно, являлись несерьезными. Стоит ли удивляться, что «Один в темноте» взял именно это?
Alone in the Dark — это целлюлоза. Именно это — искреннее принятие тропов и стремление сделать с ними что-то забавное — и есть то, что делает его работоспособным.
Если говорить о менее яркой стороне: давайте поговорим о том, почему это должно работать. Потому что, если быть честными, геймплей, удерживающий эту игру вместе… Слабоват. Я могу хвалить сюжет весь день — мне есть что сказать об этом даже позже. Но я не могу сделать вид, что геймплей, который его связывает, заслуживает того же.
Начну с самого низкого: боевка в этой игре никуда не годится. Оружия очень мало, и все они ужасно неудобны в управлении. Даже на самой легкой сложности они не ощущаются мощными, а их громоздкость выходит за рамки хоррор-игры «тяжело драться, легко бегать» и переходит в разряд «это просто неинтересно». Враги не вдохновляют, уклонение не работает, ближний бой еще хуже, и после того, как я все это понял, я стонал почти каждый раз, когда видел врага.
Боя в основном можно избежать — многих врагов можно пробежать мимо (что кажется хоть немного лучше) — и он всегда милосердно краток. Вы редко будете находиться в бою больше минуты за раз, да и боевых столкновений в этой короткой игре не так уж и много, но это лишь оправдание. Как бы мне ни нравились другие части этой игры, в 2024 году я не должен жалеть о том, что вернулся в 2005 год, играя в Resident Evil 4, всякий раз, когда вступаю в бой.
С головоломками дела обстоят лучше, но они все равно несовершенны. В отличие от боя, который просто в корне невесел, головоломки простоваты. Слишком многие из них сводятся к тому, чтобы просто переставлять предметы на сетке до щелчка, а затем прочитать число, чтобы узнать комбинацию к сейфу. Есть вариации, есть уникальные взаимодействия, но суть одна и та же. Стоит отметить, что в оригинальной игре 1992 года головоломки были сложнее (и не только из-за неудобного управления).
Соедините оба этих фактора с крайне линейным дизайном уровней (за исключением Derceto, который является абсолютной жемчужиной дома с привидениями), очень урезанной системой управления ресурсами, некоторыми слегка раздражающими коллекционными предметами и полудюжиной идей, которые явно были оставлены в разделочной, и вы можете задаться вопросом, что же я на самом деле вижу в этой игре.
Как игра, несмотря на поставленный мною балл, она просто не очень хороша. И хотя в некоторых моментах здесь есть ностальгическая блажь (возможно, намеренная), не все слабые дизайнерские решения можно объяснить тем, что игра делает что-то из этого специально. Геймплейным элементам нужно было больше времени, чтобы пропечься.
Итак, если игровая часть этой игры не работает, то почему я все еще ставлю ей такую высокую оценку? Почему я потратил дюжину абзацев на ее восхваление в начале обзора? Почему я так добр?
Ну, иногда на загадку можно ответить очень просто: мне просто очень, очень нравится сюжет.
Я уже описал некоторые моменты, которые мне нравятся в этой истории. Его целлюлозность, его готовность следовать тропической эстетике ужасов, его желание повеселиться с ним. Но о чем я забыл упомянуть, так это о самой структуре сюжета: и она мне очень нравится. Игра отправит вас в дикое путешествие по экстравагантным хоррор-локациям, но сделает это с удивительно честным лицом.
Тайна работает. Юмор работает. Психологическая составляющая работает.
И все это благодаря великолепному исполнению главных ролей, особенно Джоди Комер и Дэвида Харбора. Пока сценаристы развлекаются, эти персонажи играют прямолинейно, исполняя слегка хамоватые, но удивительно глубокие роли, которые намного лучше, чем позволяют их преувеличенные акценты. Режиссура, которую им дали, должно быть, была феноменальной: каждый актер озвучки произносит свои реплики с такой энергией, которая напоминает мне лучшие фильмы ужасов в стиле Pulp, такие как Нечто и Реаниматор (и да, я только что сравнил эти два фильма).
Несмотря на слишком яркую игру актеров, за которой действительно приятно наблюдать, я все равно искренне проникся сюжетом. В борьбу Джереми с Тёмным человеком, в преувеличенно травматичную историю, которую несут оба главных героя, в полную психов и культистов, из которых состоят пациенты и персонал Дерсето.
Все это не должно сочетаться. Это должно казаться бессвязным. Но вместо этого все действительно работает. Ближайший аналог, который мне приходит в голову, — это, пожалуй, шедевр Сэма Рэйми, комедия ужасов «Зловещие мертвецы». Там даже есть дробовик.
То, что Alone in the Dark знает, что он из себя представляет, не означает, что он не может относиться к себе серьезно и при этом выдавать отличную историю с прекрасным сценарием и одними из лучших выступлений в стиле Pulpy, которые я видел со времен Тима Карри, кричавшего «КОССМООССС!» на камеру в Command and Conquer 3.
Не могу не упомянуть и о том, как мета-элементы этой истории играют свою роль. Ведь, как вы понимаете, по крайней мере один персонаж знает о событиях оригинальной игры. И вместо того, чтобы просто посмеяться над этим или придумать какую-то странную историю с мультивселенной (и слава богу, что эта игра не занимается мультивселенной), она использует оригинальные элементы сюжета — и многочисленные изменения, внесенные в них, — чтобы поднять игру для тех, кто играл в оригинал.
Эти отсылки не скрыты — если вы прочитаете титры оригинальной игры после прохождения этой, то сразу же заметите несколько из них, — но они все равно используются для того, чтобы придать сеттингу загадочность и интригу. Ведь даже когда вы пройдете игру и завернете ее секретную концовку в бантик, вы все равно не будете знать всего, и затянувшиеся загадки и странности мета-элементов останутся с вами, пока вы будете пытаться понять, как именно это сработало?
Я прошел игру почти дюжину раз, чтобы сделать этот обзор и написать руководство по игре, и даже я все еще продолжаю ломать голову. То, чего игре не хватает в механических головоломках, она компенсирует повествовательными.
Я мог бы продолжать рассказывать о положительных моментах: Я мог бы погрузиться в музыку, или художественное оформление, или продолжать рассказывать о том, как чертовски веселы эти представления, но, надеюсь, я уже все понял. В этой игре есть достаточно поводов для восхищения приверженностью к веселью и повествованию, чтобы компенсировать разочаровывающий геймплей, по крайней мере, для меня.
Но в комнате все еще находится Тёмный человек, который наблюдает. Угрожающий. Возможно, обреченный.
Самым большим недостатком Alone in the Dark является не слабый геймплей, который можно оправдать как соединительную ткань для отличной истории. Самым большим недостатком Alone in the Dark является ее длина по сравнению с ценой.
И я ненавижу делать это. Не хочется возвращать всю любовь к этой игре и всю критику к старому как видеоигры аргументу, что за определенную цену следует ожидать определенное количество контента, но я не могу с этим ничего поделать. Это не повлияет на оценку рецензии — речь идет только о качестве игры, — но сказать об этом необходимо:
Покупатель должен быть осторожен: это игра за 60 долларов, которую вы пройдете за 5 часов, а если будете достаточно быстры, то сможете пройти на 100% за 8 или 9. И хотя я не думаю, что это может повлиять на рецензию — в конце концов, цены меняются, а качество есть качество — это абсолютно точно может повлиять на решение о покупке.
Я люблю эту игру за то, что она есть, я ставлю ей очень высокий балл, несмотря на мою критику. Но, несмотря на это, я не думаю, что она стоит своей нынешней цены, просто исходя из фактора длины, особенно учитывая, что приличная часть игры — это те части, которые мне не очень нравятся.
И, по правде говоря, я думаю, что это повредит этой игре, игре, которую я хочу сделать хорошо, несмотря на все шансы. Если что-то и погубит Alone in the Dark, то это будет именно это. И для игры, в которую вложено столько любви, это очень жаль. Потому что я хочу, чтобы люди играли в эту игру, чтобы они находили арканную историю, великолепные постановки и загадочный сюжет такими же интригующими, как и я. Я хочу сказать людям: «Идите и купите этот алмаз в недрах. При всех ее недостатках она заслуживает того, чтобы стать культовой классикой!»
Но я знаю правду: если бы я не получил эту игру бесплатно, а заплатил за нее 60 долларов, я был бы очень разочарован тем, что получил. Возможно, настолько, что даже то, что мне понравилось, было бы испорчено, чтобы я отказался от игры. Она слишком короткая, и, хотя короткие игры могут стоить полной цены, геймплей должен быть намного лучше, чтобы компенсировать это.
Итак, пока игра стоит полную цену, я скажу следующее: это самая высокая оценка, которую вы можете ожидать от нас, но с оговоркой, что вам не стоит покупать ее, если только вы не в восторге от ее сюжета.
В противном случае купите ее на распродаже или когда она упадет в цене. Сохраните ее в своем списке желаний. Если вы дошли до этого места, то я должен предположить, что вы, как и я, являетесь поклонником Pulp horror, и если это так, то в конце концов вы захотите сыграть в эту игру. Мне она понравилась, и я уверен, что другие фанаты pulp horror тоже захотят (даже если я сильно подозреваю, что другие издания могут быть не столь благосклонны), и поэтому я надеюсь, что людям будет разумно купить ее, чтобы поддержать самое интересное, что вышло из этой франшизы с 1992 года.
Я хочу, чтобы Alone in the Dark добился успеха. За ту страсть, которая была вложена в целлюлозу, за ту любовь, которую разработчики явно испытывают к жанру, я хочу, чтобы все это завело игру далеко. Игра в Alone in the Dark была отличным опытом. А вот писать о ней — это безумие, которое невозможно вылечить. Только это безумие вызвано не Тёмным человеком или какими-то оккультными учениками, а ценовой политикой THQ Nordic.
Alone in the Dark 8.0/10 Плюсы +Хорошая графика +Отличный геймдизайн +Интригующее повествование +Захватывающее исследование Минусы -Слабый ужастик -Фрагментированный сюжет -Поверхностные геймплейные механики -Не хватает взаимодействия между персонажами Итог В Alone in the Dark настолько фантастическая эстетика Pulp horror, что это компенсирует очень слабый геймплей. Выдающиеся актерские работы, явное почтение к ужасам и великолепный сценарий делают игру удачной. Хотя, возможно, она не совсем оправдывает свою цену…